Тревога у детей

Статья из блога психолога Елены Волжской, раздел "Вопросы воспитания детей"

Тревога является отрицательной эмоцией, которая вызвана ощущением неопределённости, предчувствием негативных событий.

Тревожность – это склонность человека испытывать сильную тревогу по незначительным поводам.

Тревожное расстройство является признаком невротического расстройства, когда человек очень часто чувствует тревогу без повода.

Проявление тревоги у детей. Ребёнок постоянно напряжён, с опаской наблюдает за происходящим, он тише и медленнее начинает говорить, как будто ожидает самого худшего. У тревожных детей возникают соматические проблемы, такие как: головные боли, боли в животе, затруднённое дыхание и т.п. В состоянии тревоги может возникнуть сухость во рту, учащённое сердцебиение, слабость в ногах. В результате тревожного состояния, у ребёнка снижается самооценка, он чувствует себя беспомощным, думает, что он хуже других детей.

Критерии тревожности ребёнка.

  • регулярное беспокойство;
  • низкая концентрация внимания;
  • напряжение в мышцах (лица, плеч и т.п.);
  • нарушение сна;
  • сильная раздражительность.

Даже один из этих критериев, может свидетельствовать о повышенной тревожности ребёнка.

Признаки тревожности ребёнка:

  • быстро устаёт;
  • трудно сосредоточится при выполнении чего-либо;
  • сильное беспокойство и напряжение в действиях;
  • частое смущение, краснеет лицо в незнакомой ситуации;
  • плохо засыпает, снятся страшные сны;
  • плохой аппетит;
  • часто бывает расстройство кишечника;
  • при волнении появляется повышенное потоотделение;
  • часто расстраивается по пустякам, не может сдерживать слёзы;
  • трудно переносит ожидание;
  • неуверенность в своих силах.

 Причины возникновения тревожности ребёнка.

Тревожность вызвана внутренним конфликтом ребёнка, который возникает из-за:

  1. противоречивых требований родителей, педагогов в школе или детсаде, к примеру, родители не отпустили ребёнка в школу по состоянию здоровья, а учитель потом отчитывает ребёнка перед классом за прогул;
  2. завышенных требований родителей, которые постоянно хотят от него хороших оценок, и не думают смириться с реальной успеваемостью ребёнка;
  3. неправильных требований педагогов, которые ставят ребёнка в зависимую ситуацию, например, учитель говорит: «Расскажи мне, кто совершил этот проступок или мне придётся сообщить родителям о твоём сегодняшнем плохом поведении».

 Как считают психологи, мальчикам присуще тревожность в возрасте до 12 лет, а у девочек чаще возникает тревожность старше этого возраста. После совершения какого-либо проступка, мальчиков больше беспокоят возможность наказания от взрослых и конфликты со сверстниками, а девочек в большей степени волнуют отношения со взрослыми и взаимоотношения с подругами, которые могут отвернуться от них.

 Тревожность детям могут передавать и сами родители, которые также могут иметь повышенный уровень тревожности по разным причинам, например, из-за конфликтов в семье, материальные, жилищные проблемы и т.п.

Подавление ребёнка авторитарным стилем воспитания также вызывает беспокойство и тревогу у детей – не давите на детей.

Подготовка к учёбе, когда родители в присутствии ребёнка постоянно ведут разговоры о престижной школе, перспективных учителях, также может спровоцировать тревожность в ребёнке, который боится не оправдать ожидания родителей. Да и сама учёба, точнее большая загруженность учебного процесса и разные секции, могут вызвать переутомление у ребёнка и, как следствие, возникновение тревожности. 

Тревожность у детей может перерасти в невроз или другие психологические расстройства – будьте внимательны с детьми и вовремя обращайтесь к специалистам.

 Помощь тревожному ребёнку.

   1. Необходимо повысить его самооценку.

Называйте ребёнка по имени, а не «рыбка», «зайчик» и т.п., чтобы он чувствовал себя личностью. Необходимо хвалить ребёнка даже за не столь значительные успехи, при этом, он должен обязательно осознать, за что его похвалили. Чтобы ребёнок почувствовал вашу поддержку, делайте это искренне, с любовью, иначе дети сразу распознают фальшь в ваших словах, что может усугубить ситуацию. Отмечайте успехи ребёнка и в присутствии других детей, но не забывайте и о них положительно отозваться, чтобы их не ранить.

  1. Учите детей управлять своим поведением.

    Зачастую тревожный ребёнок скрывает свои проблемы, вместо того, чтобы поделиться с родителями. Он может вам сказать, что ничего не боится, но это, скорее всего, совсем не так, а в действительности может свидетельствовать о проявлении его тревожности, в которой не может вам признаться. 

Взрослые должны знать, что в присутствии детей нельзя их сравнивать между собой, а тем более в случае с тревожными детьми, это категорически запрещено. Такое мероприятие как эстафета, может стать психической травмой для ребёнка, т.к. принуждает детей к сравнению результатов достижений. Поэтому старайтесь избегать с тревожными детьми подобные мероприятия, где будут сравнивать результаты. Правильнее будет позитивно сравнивать достижения самого ребёнка по отношению к его же ранним показателям.  

  1. Снимайте мышечное напряжение ребёнка.

    Организуйте для тревожных детей игры с телесным контактом, также необходимы упражнения техники глубокого дыхания, массаж, релаксация и элементарные растирания тела. Например, можно устроить маскарад – вместе с детьми из старой одежды смастерите сказочные костюмы, маски. Аккуратно раскрасьте лица гримом и устройте шоу – такие совместные интересные занятия обязательно снимут напряжение у детей.

  1. Занимайтесь самовоспитанием.

    Необходимо контролировать свои отрицательные эмоции, не повышайте голоса на детей. Даже если вас ребёнок очень сильно раздосадовал, исключите из обращения к нему слова: «недотёпа», «неудачник» и т.п. – проявляйте свою любовь и теплоту в общении. В такой ситуации не требуйте силком от ребёнка извинений, иначе вместо раскаяния, появится озлобление.

    Не ставьте детям явно завышенные цели, которые они не смогут достичь, ведь дети в такой ситуации не знают, как добиться вашего расположения и любви, претерпевая одну неудачу за другой. Ребёнок сдерживает свою внутреннюю энергию, когда пытается уйти от критики и наказаний, это тормозит его развитие.

    Родители тревожного ребёнка должны быть единодушны и последовательны в своих действиях к ребёнку, чтобы он видел ваше единение во мнении и чувствовал внимательное отношение к нему.

    Больше проводите времени в совместных занятиях, уделяйте внимание тревожному ребёнку, для него очень важны слова поддержки, любви, ласковые прикосновения – это придаст ребёнку спокойствие и уверенность.

Елена Волжская

Семейный и детский психолог

Консультации в Skype и по телефону (звонок бесплатный)

Адрес в Skype: elenavolzhskayatver

Телефон, Viber, WhatsApp: +7 (903) 805-62-00

E-mail: psycholog-elenavolzhskaya@yandex.ru