Невроз страха, или тревожный невроз

Статья из блога психолога Елены Волжской

Состояние психического истощения называется неврозом. Его особой формой является невроз страха, или тревожный невроз. Он характеризуется тем, что в этом состоянии острее остальных симптомов проявляется именно страх.

Примером тревожного синдрома может быть ситуация, когда человек потерял друга в автокатастрофе и теперь сам боится попасть в такую же ситуацию. В связи с этим он мало того, что опасается приближаться к проезжей части, так еще и избегает покидать свой дом. Необходимость выходить на улицу может вызывать у такого человека панику.

Симптомы тревожного синдрома

Невроз страха проявляется повышенным беспокойством и чувствительностью, как следствие, утомляемостью, хронической усталостью и раздражительностью. Кроме возникновения эмоциональной неустойчивости, ухудшается здоровье. Появляются симптомы:

• повышенное давление;
  • учащенное сердцебиение;
  • тошнота и проблемы с пищеварением;
  • тремор конечностей;
  • бессоница;
  • потливость.

Как видите, симптомы у психологических проблем и соматических заболеваний очень схожи. Поэтому, прежде чем работать с неврозом, необходимо исключить неврологические, кардиологические и эндокринные болезни, а также психопатию. Игнорирование советов врачей может усугубить невротическое состояние.

Причины развития невроза страха

Чтобы психотерапевтическое лечение увенчалось успехом, в первую очередь, необходимо помочь больному осознать корень проблемы. Это понимание способствует формированию критического отношения к своему поведению.

Причинами страха могут быть:

• Стресс. Он возникает на фоне постоянной напряженной обстановки (например, сложности на работе, угроза увольнения, конфликты в семье) или внезапно возникшей ситуации (например, рождение ребенка, перемена места работы, смерть близкого человека).
  • Внутренний конфликт из-за того, что человек не может достичь желаемого. В случае внутреннего конфликта мозг находится в постоянном напряжении. Вследствие такой чрезмерной психической активности сознание начинает создавать причины для тревоги, а потом и реагировать на нее.

Лечение невроза страха

Когда причина выяснена, можно приступать к лечению, которое заключается в использовании и комбинировании следующих подходов:

• Когнитивно-поведенческая терапия. В рамках этого подхода психотерапевт помогает пациенту наладить работу духа и тела. Когнитивная терапия помогает скорректировать образ мыслей путем проговаривания страхов, обсуждения адекватности реакции. Это способствует снижению уровня тревожности. Поведенческая терапия учит алгоритму действий в случае возникновения страха: техники самоуспокоения, аутотренинги и прочее.
  • Арт-терапия. Этот способ отлично помогает детям, так как они еще не могут объяснять свои тревоги, зато прекрасно выражают их в образах. С помощью сказок, рисунков и игр терапевт может показать ребенку, как можно бороться со страхом. Если невроз не слишком запущен, то арт-терапия хорошо действует и в работе со взрослыми. В остальных случаях это замечательный вспомогательный метод.
  • Гипноз. Если перечисленные  выше методы направлены на сознание человека, то гипнотерапия работает с подсознанием. Ее используют в случае особенно сильных неврозов, которые перерастают в фобии. С помощью гипноза пациенту внушают состояние защищенности и доверия к миру.
  • Медикаментозное лечение. Антидепрессанты и трансквилизаторы назначают, если другие методы не помогают. Лечение может дать положительный результат уже через месяц, а может длиться годами - это зависит от тяжести состояния.

Профилактика невроза страха

Несмотря на то, что тревожный невроз поддается лечению, это состояние может вернуться. Чтобы не допустить возникновения расстройства или его рецидива, необходимо придерживаться простых правил, которые подойдут всем. Для поддержания здоровья потребуется структурировать свое времяпрепровождение и включить в распорядок дня следующие пункты:

• регулярные физические нагрузки;
  • правильное питание;
  • полноценный сон;
  • хобби.

Эти меры помогут созранять физическое здоровье и не концентрироваться на проблемах. Полезно также ограждать себя от негативной информации, поступающей из СМИ, фильмов и книг. Очень ценно овладеть методами самоуспокоения (аутотренинг, дыхательные техники).

По возможности, если невроз не перерос в фобию и не выражается в панических атаках, стоит пытаться подвергать себя проверке: по своей воле допускать тревожные ситуации и стараться преодолевать их.

Тревожный невроз не считается опасным заболеванием, но может значительно ухудшить качество жизни. Своевременное обращение к специалисту и педантичное следование рекомендованному плану лечения помогут избавиться от этого мучительного состояния.

Елена Волжская, семейный психолог

Запись на консультацию:

тел. +7 (903)-805-62-00

e-mail:  psycholog-elenavolzhskaya@yandex.ru

Если статья оказалась полезной - поделитесь ей с друзьями!