Настоящий авторитет для ребёнка – как родителям его завоевать и не растерять

Статья из блога психолога Елены Волжской, раздел "Вопросы воспитания детей"

С рождения ребёнка родители уже являются для него авторитетом, причём его не надо завоёвывать, а нужно в течение жизни его не растерять и укреплять. Ведь все мы мечтаем о том, чтобы наш ребёнок любил нас, уважал, был послушным и покладистым.

 

Типичные ошибки в поведении родителей.

  1. Авторитет за счёт давления. Чтобы не казаться перед ребёнком слабовольным, родитель (как правило отец) «перегибает палку» в обратную сторону – наказание становятся жестокими, даже за небольшие проступки, при том применяя психологическое давление или даже физическое воздействие. Это внушает страх ребёнку, а не искомое уважение к родителям, а в будущем может возбудить и ненависть. Каждый раз малыш начнёт искать повод переложить свою вину за проступки на кого-нибудь другого, чтобы избежать наказание, а это уже влечёт за собой ложь с его стороны. Последствия такого сценария отношений могут быть очень плачевными для всей семьи. Такое поведение родителей показывает ребёнку, что кто сильнее, тот и прав.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 
  2. Авторитет за счёт педантизма.

Когда мы требуем от ребёнка беспрекословного выполнения наших распоряжений, мы игнорируем его мнение и считаем свои требования единственно правильными. В результате этого, ребёнок со временем становится не в состоянии формулировать свою личную позицию и ждёт чужих указаний, не проявляя свою личную инициативу.

  1. Назидательный авторитет.

Из раза в раз, при ошибочном поведении малыша, мы его поучаем длинными объяснениями, часто повторяем одни и те же упрёки. Со временем такие назидательные речи «приедаются» ребёнку, и он просто перестаёт к ним прислушиваться и делать правильные выводы. Даже при нормальном общении, ребёнок может не обращать внимания на сказанное вами, ожидая очередные нравоучения.

  1. Показной авторитет любви.

Зачастую в обществе своих близких и знакомых, мы, чрезмерно, демонстрируем свою любовь к ребёнку, захваливая и любуясь им напоказ. Таким образом, мы надеемся на ответную любовь ребёнка, но он чувствует нашу неискренность, сравнивая наше поведение с ним наедине и в обществе. В результате, ребёнок может проявить агрессию, закрыться и заявлять протест.

  1. Ложный авторитет доброты и вседозволенности.

Часто родители, преследуя цель выглядеть добрыми в глазах малыша, специально оставляют незамеченными его проступки и прихоти, тем самым, поощряя безнаказанное и вседозволенное поведение ребёнка. Во избежание конфликтной ситуации, родители лишают своего ребёнка очень важного опыта в принятии ограничений. Такие границы необходимы ему для опоры, чтобы ориентироваться в окружающей обстановке - не имея данного опыта дети страдают, что проявляется в негативном или даже агрессивном поведении.

  1. Подкупный авторитет.

Сначала хорошее поведение ребёнка поощряется родителями. Дети быстро к этому привыкают и требуют большего поощрения, уже, манипулируя родителями. В последствии, такой способ поощрения, приучит ребёнка искать везде материальную выгоду – ты мне, я тебе, забывая о духовной составляющей нашей жизни.

ВЫВОДЫ:

Самое главное – это увидеть свои ошибки в общении с ребёнком, проанализировать их и начать исправлять своё поведение с ним. Для ребёнка нет лучше примера, чем его родители, если они для него представляют авторитет.

  1. Ребёнок учится у нас проявлять уважение, когда мы уважаем его самого и окружающих. Ваш авторитет должен базироваться на взаимном уважении. Поэтому необходимо практически исключить из воспитания психологические и физические наказания, которые унижают ребёнка – «Боится, значит уважает» здесь неуместно.
  2. Нужно принимать как позитивные, так и негативные эмоции вашего ребёнка – он такой, как есть и вы понимаете и принимаете его таким, вызывая у ребёнка доверие и уважение к вам.
  3. Ваши слова и обещания должны соответствовать вашим действиям, даже в мелочах – незначительные на ваш взгляд «мелочи», могут оказаться очень важными в глазах вашего ребёнка, ведь дети интуитивно чувствуют ложь.
  4. Если вы ошиблись, то нужно признавать свои ошибки и промахи в общении с вашим ребёнком – не надо бояться выглядеть в его глазах глупым или слабым. Вашему авторитету больше навредит ситуация, когда вы не правы и всё равно стоите на своём, вместо того, чтобы исправить ситуацию достойным признанием собственной ошибки. Таким отрицательным примером, вы научите ребёнка бояться, в будущем, свои промахи и ошибки.
  5. Необходимо установить поведенческие границы для ребёнка и предоставить ему свободу в данном пространстве. Вместе с ребёнком формулируйте семейные правила, учитывайте его мнение, чтобы он чувствовал ваше уважение.
  6. Нужно требовать от детей только то, что вы выполняете сами. Иначе дети будут интуитивно чувствовать обиду и несправедливость, в будущем повторяя ваш отрицательный пример. Ребёнок может взбунтоваться в такой ситуации и его действия будут оправданы вашим поведением в его глазах.
  7. С возрастом ребёнок становится отдельной от вас личностью и у него могут быть свои взгляды и своё мнение, которое будет отличаться от вашего. Вы можете повлиять на него, высказав свою точку зрения, но не нужно принуждать его действовать по-вашему мнению.
  8. Несмотря на возраст детей, нужно проявлять свою любовь и уважение к ним, конечно учитывая их возрастные особенности. Проявляйте тактичное и чуткое отношение к своему взрослеющему ребёнку, показывая родительскую любовь.

Елена Волжская

Семейный и детский психолог

Консультации в Skype и по телефону (звонок бесплатный)

Адрес в Skype: elenavolzhskayatver

Телефон, Viber, WhatsApp: +7 (903) 805-62-00

E-mail: psycholog-elenavolzhskaya@yandex.ru